На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Арготур

78 подписчиков

Аланское поселение в Нижнем Архызе.

 

Нижне-Архызское городище находится на правом берегу Большого Зеленчука, возле городка астрофизиков. Уже с дороги (на 22-м км от станицы Зеленчукской) видны два хорошо сохранившихся храма. Протяженность городища 2,5 км. Выделяются три улицы с развалинами домов и хозяйственных построек. Кроме храмов обнаружены следы множества часовен, захоронений. Полагают, что в Нижнем Архызе был религиозный центр Алании, а его северный храм служил кафедральным собором Аланской епархии. Известно, что при содействии Абхазии знать закубанской Алании приняла христианство, что сопровождалось строительством храмов в византийском стиле и первыми попытками создания письменности с использованием греческого алфавита.

Судя по раскопкам, Нижне-Архызский город в Х— XII вв. активно торговал с Византией, Ближним Востоком, русскими княжествами, Закавказьем. Отмечается высокий уровень ремесел. На Кавказе славились аланские изделия из железа, оружие, В городище обнаружена мастерская с уникальным для того времени горном. Золотые украшения, найденные при раскопках северного храма, отличаются мастерством изготовления, (клад хранится в Историческом музее в Москве).

Очевидно, город был и экономическим центром Алании. Он стоял на пересечении местных дорог. Выше по долине в 6 км от Нижнего Архыза от шоссе отходит вправо тропа в ущелье реки Кяфар. При впадении в Кяфар речки Кривой также сохранились развалины крупного аланского города. Другая дорога поднимается от Нижне-Архызского городища на хребет Ужум, пересекает его и спускается в долину реки Марух, где имеются развалины поселения; видимо, эта дорога шла дальше к Марухскому перевалу.

Расцвет Алании был недолгим. В 1222 г. в Предкавказье вступили войска Чингисхана. Терзаемые междоусобицей, аланы не смогли противостоять хорошо организованному войску. Часть алан ушла с победителями, другие, укрылись в защищенных ущельях и продолжали отстаивать свою свободу. Алания как государство переста­ла существовать. Есть сведения, что 10000 алан были приняты Византией, часть их обосновалась в Венгрии.

Окончательный удар не покорившимся аланам нанесла в 1396 г. конницей Тимура.

Монгольское нашествие перекроило этническую карту Северного Кавказа. Опустевшие предгорья заняли кабардинские племена (XIII—XVII вв.), в ущелья Теберды, Зеленчука и Большой Лабы пришли, перевалив через Главный хребет, родственные абхазам абазины. Остатки алан и половцев смешались с местными горскими племенами, образовав народности осетин, балкарцев и карачаевцев. По преданию, карачаевцы, пришедшие в Архызскую долину в XVII в., встретили там абазин и отступили. Сведений о том, что происходило в Архызе до начала XIX в., почти нет.

В 1802 г. майор Кавказской линии Потемкин посетил Закубанье, чтобы уладить дела с горцами. Абазинцы показали ему развалины нижнеархызских храмов. Эти храмы знали и черкесы, называвшие их «домами эллинов». Потемкину принадлежат первые зарисовки храмов и сохранившихся надписей. В 1897 г. в Архызе побывал устроитель карантинной линии С.В. Ваганов. Он установил, что все высокогорные пастбища в верховьях Большого Зеленчука поделены: На водоразделе Аксаута и Маруха скот пасли карачаевцы и кабардинцы; на водоразделе Маруха и Большого Зеленчука—карачаевцы; между Большим Зеленчуком и Большой Лабой — кабардинцы, абазины, ногайцы. Старики говорили, что так было давно, и граница владений карачаевцев и абазин издавна пролегала по Большому Зеленчуку. На реке Архыз совершались торговые сделки. С южной стороны Главного хребта приходили скупщики крупного рогатого скота и баранов. В обмен приводили молочных абхазских коз и доставляли различные товары. Поселений в долине в это время не было. Ваганов отметил старинные фундаменты домов, на которых росли столетние деревья. Но это так сказать строго – сухие документы об Аланах. На Руси их вообще то называли Асами или Ясами, они были довольно серьёзными воинами – по некоторым данным археологов, они забредали чуть ли не на территорию Индии, довольно серьёзно занимались улучшением вооружения – их луки были известны как одни из самых дальнобойных. Кроме этого. Они изобрели так называемое психологическое оружие – воющие стрелы, десяток воинов могли при помощи их разогнать не большую армию. Но стрелы – обычные – обладали колоссальной убойной силой – я видел в музее окаменелый фрагмент позвоночника, в который  пробив доспех, вошла стрела, причём она и позвоночник пробила практически на вылет. Причина принятия Христианства Аланами – как ни странно та же, что в последствии заставила принять его и Русь – объединение племён. Так как там проходила  караванная тропа, которая связывала и с Византией, там довольно быстро сообразили – если Аланы примут христианство,  то на этом пути будет меньше хлопот, так как Аланы всё таки пошаливали на тракте – иногда нападали на караваны и грабили. Но после принятия Аланами Христианства эти безобразия прекратились – ни кто не хотел связываться с такой силой, которую из себя представляли Аланы, которые взялись сопровождать караваны.

Выше уже писалось, что там обнаружили остатки церквей, которые потом восстановили

И на том месте появился монастырь. Который просуществовал вплоть до революции, но монахи жили в окрестных горах вплоть до середины 30 годов – последнего монаха убили из-за того. Что подумали, что у него было золото (а серебро и золото там мыли в те времена).  Интересен тот факт, что во время великой отечественной войны партизанский отряд. Который был сформирован у нас, на кавмиводах, вел ожесточённийший бой.,кторый длился несколько суток, при этом практически все партизаны погибли, но ни один снаряд, ни одна пуля и не один осколок не попал на территорию храмов, а они находились всего в 6 километрах от места боя.

Что интересно, во время раскопок в наше время. Было обнаружено довольно много загадочного, на пример – женское Захоронение  в самой церкви, причём на пальце у женщины было кольцо византийских правителей.

Но это место интересно и тем, что до Алан, гораздо раньше, в той местности проживал легендарный народ Аарон, которые нам оставил дольмены. Они есть и сейчас, правда в соседнем ущелье. Реки Кяфар  Между прочим, христиане даже не тронули остатки той цивилизации, они даже в самом начале своего появления на Кавказе скопировали этот способ захоронения, так называемый Царский Дольмен и сейчас хранится в Ставропольском краевом музее.

 

Картина дня

наверх