На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Арготур

78 подписчиков

Казаки (продолжение)

 

Продолжаем разговор.

Так как есть вопросы мистического характера, начнём с них.

Казаки превращаться  ни в волков, ни в медведей не могли по одной простой причине – они не волшебники. Кроме того – самое близкое существо для казака – это лошадь, а она на дух не переносит ни медведей, ни тем более волков. Этот миф связан с тем, что у Донских казаков на их войсковой печати – та, которая была в сечи, было изображение оленя. Там идёт языковая путаница. В общем  греки называли народы, жившие в тех местах скифами и сарматами, персы – саками. Позже, но тоже в далёкой древности их стали называть коссахи, а ещё позже касакос. Там же жило и племя, которое себя называли кос – сахи а со скифского – это как раз  и есть «дети белого оленя». Скорее всего, оно и было одно из племён,  которое было прародителем казаков.

Вернёмся к Терцам и Гребенским казакам.

 Теперь о казачках.

Казачки – женщины особого склада. Ведь всё хозяйство лежало у них на плечах – от скотины до детей, пока муж был в походах. Кроме того – многие женщины были так называемые « ясырьки» -  взятые в полон женщины или девушки ( именно такой и была моя прапрапра бабка). Но обращались с ними довольно сносно – во первых за них можно было получить выкуп, а кроме того, это девушка могла стать и женой – но это уже с одобрения казачьего круга. Но до того казак должен был обучить домашнему быту, языку и другим премудростям свою будущую супругу. Так же женщины владели и некоторыми воинскими навыками – они могли стрелять не только из лука, а позднее из ружья, но даже из пушек. Так в 1774 году казаки станицы Наурской ушли в поход, а к станице подошёл отряд  турок и кабардинцев в несколько тысяч человек и попытались захватить её. Два дня шёл бой, атаки отбивали старики, подростки и казачьи жёны. Казачки стреляли даже из пушек, которые стояли на валу, который окружал станицу. С тех времён 10 и 11 июня в Наурской отмечают «Бабий праздник».

Кроме того, после поселения в местности где жили Черкесы и Кабардинцы казакам волей не волей пришлось вступать в отношения с этими народами. Само собой что стали образовываться «смешанные» браки – казаки брали в жёны горянок, а кунаки ( побратимы) горцы стали отдавать своих дочерей за казаков за муж. Первым делом, что сделала горянка, придя в хату к казаку – упразднила печь – слишком много места занимает, слишком много дров сгорает, а толку почти ни какого. Появился очаг, как в горной сакле. Далее – у горцев была довольно удобная одежда, которая гораздо лучше сохраняла тепло, укрывала от ветра. Законодателями моды в то время и в тех местах были Черкесы. От них позаимствовали казаки Черкесску, бурку, некоторые виды холодного оружия.

Кроме того, в горной местности очень не легко в принципе выживать, а способы выживания как раз и были позаимствованы у местных народов. Что ещё?  Когда влияние Турции усилилось на кавказские народы, после возникновения Кавказской линии, началась смута в некоторых аулах, они стали беспокоить соседей. Что бы было меньше кровопролития казаки стали выполнять роль буфера – просто стали располагать хутора между аулами горцев, что бы те не натворили бед друг другу. Хутора подчинялись головной управе, которая находилась в станице, станицы стояли на определённых расстояниях. Иногда казаки пополняли свои ряды таким образом…. На пример – Казиму нравится Зухра, но родители очень против их свадьбы, не смотря на то, что Зухра тоже не против выйти за муж за Казима…. Тут попахивало очень серьёзными вещами – в плоть до кровной мести, если вдруг Казим выкрадет девушку. Горцы очень быстро смекнули, что за помощью всегда можно было обратиться к казакам – те всегда помогут, и молодые люди делали следующее – они ночью выскакивали из аула и на лошадях скакали до первого попавшего на пути хутора – тамошним казакам объясняли ситуацию, если молодым требовалась охрана, их сопровождали, если нет – просто показывали кратчайшую дорогу до станицы.

А когда они добирались до станицы, происходило следующее – дозорные их тут же доставляли до церкви и происходило «чудо» - ночью в станицу въезжали Казим и Зухра, утром из неё выезжали в сторону того же Новочеркасска  « новоиспеченные раб Божий Иван и раба Божья Марья», даже с фамилией по названию станицы. И таких историй бывало очень много.

 Теперь о том, как воспитывали казаков  в семье.

Слово отца в семье был закон – всё равно, что слово атамана. Каждый казак с детства выполнял заповедь « Чти отца твоего и мать твою, да благо ти будет, и будешь долголетен на Земли».

В 12 – 15 лет казачата уже многое могли – скакать во весь опор, с ходу преодолевая канавы, заборы,  владели шашкой и ружьем, осваивали приёмы джигитовки под руководством старших братьев и отцов. В 18 – 19 лет они уже проходили обучение в серьёз, под руководством опытных казаков.

Интересен такой факт. В 1888 году в Новочеркасск приехал Александр 3 с семьёй. На казачьем смотре, который был устроен в честь этого, участвовали и детские сотни казачат от 12 до 14 летнего возраста на конях со своими командирами. После парада и джигитовки взрослых казаков началась детская джигитовка, но очень скоро она была остановлена – у государыни Марии Фёдоровны не выдержали нервы – она же мать.

У казаков были и подразделения которые сейчас можно назвать «Казачий спецназ» - это так называемые Пластуны – войны, которые имели определённые способности, были более выносливы. Но если интересно – о пластунах в позже.

 

Картина дня

наверх